
Основным рабочим элементом любого кондиционера – автомобильного или стационарного – является хладагент, вещество, в процессе циркуляции по своему рабочему контуру, переходящее из одного агрегатного состояния в другое: из газообразного в жидкое и обратно. Собственно, на этом и основан принцип работы рассматриваемого нами устройства: при конденсации хладагент выделяет тепло, а при испарении, наоборот, его поглощает.
Последнее осуществляется в устройстве, называемом испарителем. При этом на испаритель снаружи с помощью вентилятора нагнетается салонный воздух, который таким образом охлаждается.
Как работает кондиционер в автомобиле
Маршрут, по которому хладагент – в подавляющем большинстве кондиционеров это фреон – выглядит следующим образом:
- под воздействием компрессора газообразный фреон нагнетается в конденсатор, где создается область повышенного давления. Благодаря этому происходит переход фреона из газообразного состояния в жидкое. Оба агрегата – компрессор и конденсатор – расположены в подкапотном пространстве, что при необходимости обеспечивает легкий доступ и к первому, и ко второму. Собственно, перенести тот же компрессор кондиционера Рено Меган 2 в какое-либо иное место попросту невозможно, так как его шкив с крыльчаткой приводит в движение ременная передача, соединяющая его с коленчатым валом мотора. Но соединены эти валы не напрямую, а через электромагнитную муфту, выполняющую роль сцепления: при включении кондиционера она обеспечивает сцепление ремня со шкивом, а при выключении – разрывает эту связь. Не будь муфты, кондиционеру приходилось бы работать постоянно с момента запуска двигателя и до того момента, как он будет заглушен;
- перейдя в жидкое состояние, фреон по системам патрубков направляется в следующий, основной, агрегат кондиционера – испаритель. В нем осуществляется обратный процесс: жидкость испаряется и при этом ее температура резко снижается. То же самое, кстати, происходит и в холодильниках, в большинстве которых используется все тот же фреон. Важно понимать, что весь рабочий контур, по которому фреон циркулирует, делится на две составляющие: области высокого и низкого давлений. К тому же, и температура в них разная. Получается, что с одной стороны фреон сжимается и нагревается, с другой – его давление нормализуется и он охлаждается. Поэтому, несмотря на то, что подвижная деталь в этом устройстве всего одна – шкив компрессора – в процессе работы кондиционер испытывает серьезные нагрузки, которые со временем могут привести к его поломке;
- покинув испаритель, вновь обретший газообразное состояние фреон снова попадает в компрессор и, таким образом, круг замыкается.
Почему нужна периодическая заправка кондиционера Рено Меган 2
Казалось бы, учитывая герметичность системы, количество фреона в ней, согласно всем законам физики, должно оставаться неизменным. Но на практике этого не происходит и причин тому, как минимум, две. Во-первых, идеальной герметичности, особенно, при работе с газообразным веществом, добиться очень сложно. Бывалые автомобилисты знают, что протечка кондиционера – одна из самых распространенных его неисправностей. Во-вторых, сам фреон, то сжимаясь, то снижая давление, то нагреваясь, то охлаждаясь, при этом попутно впитывая в себя различные загрязнения, постепенно меняет свои свойства. В первую очередь, это температуры испарения и конденсации. Соответственно, эффективность работы кондиционера постепенно снижается и, чтобы добиться желаемой температуры воздуха в салоне, водителю приходится включать систему климат-контроля на максимальную мощность. Это первый признак, свидетельствующий о том, что требуется заправка кондиционера Рено Меган 2 новым хладагентом.
Время от времени осуществлять замену хладагента необходимо, даже если видимые признаки некорректной работы кондиционера не присутствуют. Как мы уже говорили, фреон постепенно вырабатывает свой ресурс, при этом кондиционер начинает работать хуже. Главная же опасность старого фреона заключается в том, что жидкий хладагент начинает проникать в компрессор, чем существенно ускоряет его износ. А этот агрегат номинально является неремонтопригодным и вообще даже неразборным.
Компрессор и причины его выхода из строя
Конечно, наши мастера могут его и разобрать, и заменить вышедший из строя его компонент, но в любом случае ремонт компрессора будет стоить каких-то денег, пусть по сравнению с его заменой и небольших. А ведь, чтобы избежать выхода компрессора из строя, всего-то и нужно было, что заменить фреон. Наиболее подвержен поломкам, в первую очередь, износу подшипник компрессора кондиционера Рено Меган 2. От постоянной работы он попросту разбалтывается. Сперва его неисправность проявляется лишь гулом или равномерным постукиванием, но, если своевременно не обратить внимание на этот симптом, разболтанный подшипник может привести к полному выходу компрессора из строя. Сложность замены этого элемента заключается в том, что тот намертво впрессован в шкив и для его выпрессовки потребуется специальный инструмент. И, конечно же, профессионализм мастера, ведь усилие, которого потребует эта операция, составляет несколько тонн. Малейшая ошибка при снятии старого или установке нового подшипника может привести к поломке шкива, и вот тогда уж придется менять весь агрегат полностью.
Как часто следует менять фреон
Специалисты рекомендуют проделывать эту операцию раз в год, например, при подготовке автомобиля к летнему сезону эксплуатации. Если же кондиционер вашего автомобиля не имеет зимнего режима работы (на меганах первого и частично второго поколений можно еще встретить такие устройства), то на зиму кондиционер лучше вообще законсервировать. Для этого хладагент из него полностью сливается, а в воздухозаборник агрегата на место фильтра вставляется заглушка, тем самым устройство полностью герметично закупоривается. На всякий случай, можно и заблокировать кнопку включения устройства. Комплекс этих несложных и недорогих операций, которые за полчаса выполнят специалисты нашего автосервиса, продлит жизнь кондиционера и убережет его от неизбежных зимних поломок. Не повредит и превентивная чистка кондиционера Рено Меган 2 с использованием специальных моющих средств. Так что по весне вам останется лишь заново заправить кондиционер, установить на него новый воздушный фильтр и тот вновь будет работать с максимальной эффективностью.
Признаки неисправности муфты
Еще один элемент, требующий особого внимания, это муфта компрессора кондиционера Рено Меган 2. От того, насколько четко произведена регулировка этого узла, зависит эффективность работы всей системы климат-контроля автомобиля. Признаки неисправности муфты таковы:
- кондиционер не включается;
- кондиционер автоматически включается при запуске двигателя, и выключить его не представляется возможным;
- общее снижение эффективности работы системы;
- снижение мощности автомобиля (работа кондиционера «съедает» около 10% мощности мотора, причем большая часть той мощности уходит на работу электромагнитной муфты). При некорректной работе муфта начинает требовать больше энергии – особенно это становится заметным в моменты включения/выключения устройства;
- посторонние звуки, возникающие при включении и выключении кондиционера.
Конечно, нельзя сделать однозначный вывод о поломке муфты кондиционера, основываясь на одних только этих признаках. Точный ответ о причинах неисправности или снижении эффективности работы кондиционера даст только его полная и детальная диагностика. Осуществить эту процедуру самостоятельно вряд ли удастся, так как для этого требуется не только соответствующая квалификация, но и специальное оборудование. К тому же, для восстановления работоспособности кондиционера, скорее всего, потребуются и некоторые новые детали.