В условиях нашего северного климата кондиционером в автомобиле приходится пользоваться не слишком часто – как правило, он активно задействуется лишь в летний период. Так что большинство автовладельцев обращают внимание на плачевное состояние этого агрегата лишь тогда, когда вроде бы работающий кондиционер в машине не охлаждает воздух в салоне. Решить эту проблему без помощи опытного мастера автосервиса вряд ли удастся, так как причин выхода системы климат-контроля автомобиля из строя или снижения эффективности ее работы существует множество, так что диагностика кондиционера и его ремонт требуют комплексного подхода.
Прежде, чем говорить о возможных неисправностях кондиционера, рассмотрим принцип его работы. Он одинаков для всех устройств – и простейших, предназначенных исключительно для охлаждения воздуха в машине, и многофункциональных климатических систем, способных создавать и в автоматическом режиме поддерживать в салоне автомобиля несколько климатических зон.
Почему кондиционер в машине не охлаждает: протечка и другие причины неисправности
Работа всех холодильных установок основана на способности жидкостей при испарении забирать тепло из окружающей среда, а при конденсации, наоборот, отдавать его. Роль этой жидкости или, как ее называют, хладагента в кондиционерах исполняет фреон – вещество на основе фтор и хлорсодержащих органических соединений. При недостаточном количестве фреона в системе эффективность ее работы существенно снижается. Именно его утечка является наиболее распространенной причиной неисправности рассматриваемых нами устройств.
Самое сложное в устранении этой неисправности – это обнаружить место протечки. Для этого мастеру придется с помощью ультрафиолетового излучателя обследовать весь рабочий контур, по которому циркулирует фреон. В ультрафиолетовом свете все, даже самые незначительные, потеки фреона становятся заметны. Чаще всего его протечки образуются в местах соединений агрегатов кондиционера с патрубками из-за износа резиновых сальников и прокладок. Но, если бы все было так просто, диагностика кондиционеру вообще бы не потребовалась, а его ремонт заключался лишь в замене сразу всех сальников, благо, все они входят в стандартный ремкомплект автокондиционера. Но течь могут дать и сами агрегаты устройства, и соединительные патрубки. В этом случае заменить придется и их, что существенно увеличит стоимость ремонта.
Загрязнение кондиционера и его прочистка
Снижение эффективности работы кондиционера вплоть до полно его выхода из строя может произойти из-за сильного загрязнения как фильтра испарителя, так и внутренних поверхностей всех агрегатов кондиционера. Неслучайно одной из операций планового ТО этого устройства является его промывка. Специалисты рекомендуют осуществлять ее при каждой замене хладагента, то есть раз в год. Если пренебречь этой процедурой, то кондиционер через какое-то время ответит не только снижением эффективности, но и появлением в салоне неприятного запаха. Последний, кстати, может присутствовать даже тогда, когда устройство выключено.
В этом случае стандартной промывки, которая производится в профилактических целях, может оказаться недостаточно. Добросовестный специалист при появлении описанных выше симптомов полностью разберет кондиционер и все его компоненты на час-полтора поместит в ванну с моющим раствором, а после того, как тот растворит в себе все загрязнения, протрет насухо каждую деталь и установит каждую на штатное место. Но, прежде чем в кондиционер будет залита новая порция фреона, устройство тестируется на герметичность, а его компрессор – на сбалансированность все своих компонентов.
Поломки компрессора и их устранение
Когда плохо охлаждает кондиционер в машине, причина тому может скрываться в снижении качества работы компрессора, когда тот недостаточно эффективно нагнетает фреон в конденсатор. Виной тому в большинстве случаев становится его изношенный подшипник. Опытный автовладелец эту неисправность определит по гулу или постукиванию, доносящемуся из-под капота автомобиля при включении кондиционера. Точно так же даст о себе знать и изношенный подшипник муфты компрессора.
Если последний заменить не составит труда – доступ к самой муфте и ее подшипнику свободный, то компрессор на большинстве автокониционеров представляет собой неразборное устройство, к тому же он намертво впрессован в его шкив. Чтобы заменить подшипник шкива, мастеру потребуется не только специальный инструмент, но и серьезный опыт, так как усилие, требуемое для совершения этой операции, составляет несколько тонн, а потому существует опасность повредить сам шкив. Тогда уж точно придется менять компрессор целиком, что потребует от владельца машины дополнительных трат.
Профилактическое обслуживание кондиционера
Компрессор кондиционера, как показывает практика, на большинстве автомобилей вообще является одним из самых капризных агрегатов, так что его обслуживанию следует уделять самое пристальное внимание. А чтобы ремонт системе климат-контроля потребовался как можно позже, ни в коем случае нельзя забывать о ее регулярном профилактическом обслуживании. Оно заключается в трех основных операциях:
- диагностике кондиционера, направленной на обнаружение ее неисправностей на ранних стадиях их возникновения, в идеале, еще до того, как те проявят себя видимыми симптомами;
- превентивной замене фреона, так как тот в процессе работы постепенно утрачивает свои основные свойства и загрязняется;
- замене воздушного и кислотного фильтров, а также промывке системы в целом. В профилактических целях эта процедура осуществляется без демонтажа и разборки кондиционера, а потому занимает не много времени.
Что мы предлагаем, если плохо охлаждает кондиционер в машине
Наш автосервис специализируется на обслуживании и ремонте систем климат-контроля всех легковых автомобилей, так что, если плохо холодит кондиционер в автомобиле, мы рекомендует обращаться именно к нам. Преимущества нашей СТО таковы:
- высокое качество всех оказываемых нашими специалистами услуг, что обеспечивается их квалификацией, опытом, а также качеством всех используемых ими запчастей и расходных материалов;
- благодаря наличию у нас всех требуемых для ремонта кондиционеров запчастей время ремонта сокращается до минимума;
- относительно невысокая стоимость всех оказываемых нами услуг.