Кондиционер представляет собой закрытую герметичную систему – это касается как автомобильных, так и стационарных бытовых агрегатов. Тем не менее, время от времени их приходится разбирать и чистить, причем, не только контактирующие с внешним воздухом фильтры.
В отношении воздушного фильтра автомобильному агрегату приходится несколько легче, так как в салон машины воздух поступает уже через фильтр, что существенно снижает содержание в нем твердых частиц, поэтому фильтр собственно кондиционера загрязняется не столь интенсивно.
Чтобы понять, почему это происходит, рассмотрим принцип работы автомобильной системы климат-контроля. Сразу оговоримся, что ассортимент этих систем сегодня чрезвычайно широк – от простейших охладителей воздуха до многозонных систем, но принцип их работы неизменен, а потому и устроены они в общем и целом примерно одинаково.
Принцип работы автомобильного кондиционера
Основной рабочий компонент кондиционера – охлаждающая жидкость, чаще всего, фреон, еще называют — хладагент. Хотя само слово жидкость здесь не вполне корректно, так как фреон пребывает то в газообразном, то в жидком состоянии. При нормальной комнатной температуре и нормальном атмосферном давлении – это газ. При включении устройства фреон под воздействием компрессора (воздушного насоса, приводимого в движение от коленчатого вала двигателя) начинает нагнетаться в конденсатор или, как его нередко называют, радиатор. Там он одновременно охлаждается и сжимается, что и приводит к изменению его агрегатного состояния – из газа он превращается в жидкость, то есть конденсируется (отсюда и название данного элемента). На радиатор подается салонный воздух, который остывший фреон и охлаждает.
Следующим этапом работы описываемого нами агрегата становится обратное превращение жидкого фреона в газ. Происходит это в испарителе. Таким образом, круг замыкается и фреон вновь оказывается готовым к попаданию в компрессор.
Не будем забывать, что в процессе превращения в газ все примеси, который фреон успел получить, будучи в жидком состоянии, оседают на стенках и патрубках испарителя – потому-то он сам и загрязняется в первую очередь. Откуда же эти примеси берутся? Давайте рассмотрим:
- во-первых, с внутренних стенок патрубков, которые и сами постепенно истираются, а также источаются, вступая с фреоном в химическую реакцию;
- во-вторых, идеальной герметичности агрегата добиться практически не возможно: доказательство тому – постепенное снижение в нем уровня фреона, который каждый автовладелец время от времени вынужден в свой кондиционер доливать. Так что тому все-таки приходится контактировать с внешней средой;
- в-третьих, нельзя исключать и тот факт, что фреон изначально содержит в себе примеси, постепенно оседающие на внутренних стенках агрегатов и патрубков кондиционера;
- и, наконец, со временем фреон, как и любой другой расходный материал, вырабатывает свой ресурс, опять-таки, приводя к засорению кондиционера. Поэтому, кстати, его рекомендую регулярно менять. Специалисты считают, что проделывать эту операцию необходимо не реже одного раза в год.
Когда следует чистить кондиционер
Другой вопрос, как часто необходима очистка испарителя кондиционера и имеет ли смысл проделывать эту процедуру в превентивных целях или чистить его только тогда, когда тот начнет уже выказывать признаки неисправности. На этот предмет существуют различные мнения. С одной стороны, обслуживание и, в том числе, превентивная чистка, всегда дешевле ремонта. С другой, если агрегат прекрасно работает и никаких претензий к нему со стороны владельца нет, так и лезть в него незачем. Оптимальное решение, как водится, находится посередине: большинство специалистов рекомендуют осуществлять профилактическую чистку автомобильного кондиционера, а также замену фреона в преддверии наступления сезона наиболее активного его использования, то есть при подготовке автомобиля к летнему сезону эксплуатации. Так, если проверку работоспособности той же печки салона целесообразно осуществлять по осени, то обслуживание кондиционера – по весне. Или при первых признаках его неисправности.
Признаки неисправности испарителя кондиционера следующие:
- заметное снижение эффективности работы агрегата в целом;
- появление в салоне неприятного запаха;
- увеличение влажности воздуха в салоне, вызванное попаданием в него влаги из включенного кондиционера. Зачастую она даже может конденсироваться на обивке, приборной панели и прочих элементах интерьера автомобиля.
Если своевременно на эти тревожные симптомы не обратить внимание и не произвести чистку агрегата, последствия могут оказаться еще более неприятными: полная закупорка трубки слива излишнего конденсата и даже появление очагов коррозии в системе климат-контроля. Последнее особенно неприятно, так как обнаружить ржавчину внутри кондиционера без его полной разборки практически невозможно и, как правило, она дает о себе знать уже только тогда, когда проще и дешевле заменить кондиционер, чем предпринимать попытки его ремонта.
Стоимость чистки конденсатора
Очистка кондиционера автомобиля цена складывается из трех основных составляющих:
- стоимости услуг мастера – как правило, эта составляющая минимальна, так как описываемая нами процедура не занимает много времени, а потому не является дорогой;
- стоимости чистящих средств – на профильных СТО для этой цели используются профессиональные химически активные жидкости, с помощью которых удается добиться одновременно и надлежащего эффекта, и сохранности металлических и пластиковых деталей самого устройства. Последнее весьма важно, так как некоторые сильнодействующие чистящие средства могут разрушать пластиковые патрубки и резиновые сальники;
- стоимости фреона, так как последний в преддверие чистки кондиционера придется слить.
Очистка испарителя кондиционера в нашем автосервисе
Наш автосервис не один год специализируется на обслуживании автомобильных систем климат-контроля, поэтому все необходимые для этого расходные материалы мы получаем напрямую от их официальных производителей.
Это дает нам, с одной стороны, уверенности в качестве всех этих материалов, с другой, существенно снижает их стоимость. Последний факт позволяет нам поддерживать минимальный уровень цен на все оказываемые нами услуги.
Существует два основных способа прочистки кондиционера. Первый относительно прост, но хорош лишь в качестве превентивной меры, так как идеальный результат он не гарантирует: запускается двигатель автомобиля, кондиционер включается на полную мощность и в него сквозь входное отверстие впрыскивается очищающая жидкость. Помимо негарантированного результата этот метод плох еще и тем, что вы рискуете испачкать салон машины.
В нашем автосервисе чистка испарителя кондиционера осуществляется по-другому. Загрязненный агрегат снимается с автомобиля, разбирается (для опытного мастера эта процедура не составит особого труда и займет совсем не много времени) и все его компоненты помещаются в ванну с моющим раствором. Через некоторое время мастер их извлекает, протирает сухой ветошью и устанавливает на штатные места. Это дает возможность не только идеально очистить конденсатор, а при необходимости и прочие элементы кондиционера, от загрязнений, но и оценить степень изношенности составляющих его деталей.
Таким образом, обратившись к нам, вы будете уверены в качестве ремонта кондиционера, долговечности результата этого ремонта и при этом заплатите за обслуживание кондиционера куда меньшую сумму, нежели в большинстве прочих автосервисов.