Большинство автолюбителей проводит профилактическую проверку и техническое обслуживание различных узлов автомобиля один-два раза в год, так как такой подход существенно продлевает срок его эксплуатации и позволяет избежать неприятных сюрпризов в пути.
Однако диагностика системы кондиционирования автомобиля часто незаслуженно обходится вниманием, ведь авто может эксплуатироваться и при неисправном кондиционере.
Впрочем, комфортной такую езду можно назвать едва ли особенно в жаркий летний день, а потому лучше уделять внимание состоянию кондиционера в процессе использования.
Диагностика компрессора кондиционера: неблагоприятные факторы и типичные неисправности
Система кондиционирования воздуха в машине подвергается достаточно серьезным нагрузкам. Негативное воздействие на неё оказывают следующие факторы, которых едва ли можно избежать:
- зимние низкие температуры;
- повышенная загрязненность воздуха, которая существенно ускоряет загрязнение системы;
- высокая влажность атмосферного воздуха.
Отсутствие регулярного профилактического обслуживания часто не позволяет вовремя заметить происходящие изменения, поэтому автовладельцы обращаются в сервис с уже полностью нефункционирующим кондиционером.
Однако зачастую симптомы неисправностей не столь критичны и выглядят следующим образом:
- Кондиционер недостаточно охлаждает. Это основной симптом, который можно заметить при использовании кондиционера. Это происходит чаще всего из-за снижения уровня фреона в системе. В лучшем случае он просто требует дозаправки. Однако, если данная неисправность выявляется при недавно заправленном кондиционере, причина обычно кроется в разгерметизации системы и утечке фреона.
- Кондиционер шумит. Это распространенное при эксплуатации данного узла явление чаще всего проявляется в виде сильного стука (однако, это может быть также гул или гудение). В большинстве случаев источником может быть вышедший из строя подшипник шкива, который потребует замены. При этом в зависимости от его состояния есть два сценария проявления данной неисправности — когда шум исчезает после выключения кондиционера, и когда он шумит постоянно во время движения. Второй вариант более опасен, так как систему может легко заклинить во время эксплуатации.
- Кондиционер периодически не включается, в другое время работая нормально. В этом случае причиной является муфта кондиционера компрессора, которая требует ремонта или замены.
- При включении кондиционера в салоне появляется неприятный запах. Это явление связано с размножением в застоявшемся воздух системы различных микроорганизмов. Решить проблему помогут специальные антибактериальные средства для кондиционеров, а лучший способ избежать её повторного появления — не допускать застоя воздуха, время от времени запуская систему даже в зимнее время. Однако данный признак все же является поводом произвести качественную диагностику системы в автосервисе поскольку может быть признаком некорректной работы испарителя кондиционера. В результате он неизбежно приведет к более серьезным поломкам.
Проверка компрессора кондиционера и других узлов в автосервисе
При обращении в мастерскую диагностика автомобильного кондиционера проводится в несколько этапов:
- Для начала определяется давление фреона в системе. Для этого к заправочным портам подсоединяют манометры. Это позволяет выяснить есть ли в системе газ. В случае если давление в пределах нормы, а кондиционер не функционирует нормально, причину необходимо искать в электрике. Кондиционер имеет множество датчиков, вентиляторов, а также электромуфту — выполнить их корректную проверку может только опытный автомобильный электрик.
- Чтобы определить имеет ли место утечка фреона в систему закачивают небольшое его количество. Шипение в месте разгерметизации часто позволяет безошибочно обнаружить механическое повреждение. Если система удерживает давление и утечка не столь очевидна, то обнаружить её будет не так просто. Для этого используют два метода: течеискатель и ультрафиолетовую диагностику. Течеискатель обнаруживает место утечки по небольшому облаку фреона возле него. Такая диагностика требует опыта и мастерства, так как трубки и прочие мягкие соединения проходят рядом друг с другом, что затрудняет точное выявление источника. Если утечка настолько мала, что течеискатель на нее не реагирует, используют ультрафиолет. При заправке во фреон добавляют ультрафиолетовый краситель после чего систему эксплуатируют в обычном режиме. В месте утечки постепенно накапливается краситель, в результате его можно обнаружить с помощью специальной лампы.
Если кондиционер плохо охлаждает, также проверяют состояние салонного фильтра. Производители обычно рекомендуют менять его через каждые 15 тысяч километров пробега, однако реалии российских дорог таковы, что обычно он забивается гораздо быстрее.
Другой причиной недостаточно сильной вентиляции может быть ослабление натяжения ремня компрессора. Данная неисправность диагностируется только механическим способом.