Основная специализация нашей СТО – это обслуживание автокондиционеров любых конструкций – от простейших, в чью функцию входит лишь охлаждение воздуха, поступающего в салон автомобиля, до многофункциональных систем, не только автоматически поддерживающих климат в автомобиле, но и способных создавать в салоне несколько отдельных климатических зон.
Несмотря на разницу в мощностях, функциональных возможностях, стоимости и особенностях конструкции, основной принцип работы всех этих систем одинаков и основан на способности вещества при переходе из газообразного состояния в жидкое выделять тепло, а при обратном переходе, наоборот, забирать его. Поэтому в каждом из кондиционеров присутствуют две области – горячая (она же область повышенного давления) и холодная, то есть за счет которой устройство и выполняет свою основную функцию. На и конструктивно большинство автомобильных систем климат-контроля устроены одинаково: элементы кондиционера, относящиеся к горячей зоне (компрессор и конденсатор) размещаются в подкапотном пространства, и испаритель, за счет которого воздух в салоне охлаждается, соответственно, либо непосредственно в салоне, либо за какой-либо из его декоративных панелей.
Что такое фреон
Основным рабочим элементом кондиционера является фреон. Именно он циркулирует по замкнутому герметичному контуру, меняя свое агрегатное состояние.
Принцип работы кондиционера
Простейший кондиционер работает следующим образом: под воздействием компрессора (по сути, воздушного насоса) газообразный фреон подается в конденсатор. Название этого агрегата говорит само за себя – в нем создается область повышенного давления, в результате чего газ фреон конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние. Это преобразование сопровождается выбросом тепловой энергии, что, по сути, является побочным эффектом – точно так же в процессе работы нагревается задняя стенка холодильника, де расположены его мотор и конденсатор. По этой причине холодильник нельзя ставить вплотную к стене, дабы тот не перегревался. Охлаждением же конденсатора кондиционера занимается все та же охлаждающая жидкость (ОЖ), циркулирующая в подкапотном пространстве.
Согласно законам физики, точно такое же количество тепла, которое было выделено в процессе конденсации фреона, и будет им поглощено при обратном переходе из жидкого в газообразное состояние. Но не будем забывать, что практика и теория редко когда идут рука об руку: количество вырабатываемого кондиционером холода всегда ниже, чем вырабатываемого им же тепла. Разница между этими величинами – КПД агрегата, а количество вырабатываемого кондиционером холода или, правильнее говоря, его способность как можно скорее привести температуру воздуха в салоне к заданной величине – это его мощность. Она определяется объемом фреона, перекачиваемым компрессором за единицу времени. Из этого следует простой, но очень важный вывод: при снижении количества хладогента в системе мощность кондиционера, то есть эффективность его работы, снижается.
Чем определяется мощность кондиционера
Что же до выбора самой этой жидкости, то большинство из них взаимозаменяемы и в этом вопросе можно целиком и полностью положиться на опыт мастера автосервиса. Главное, чтобы сам фреон был качественным и не содержал каких-либо примесей, в частности, воды, наличие которой ухудшает его рабочие характеристики. Все расходные материалы и запчасти, которые могут потребоваться при ремонте и перезаправке автомобильных кондиционеров, мы получаем непосредственно от их производителей, что одновременно и гарантирует их соответствие требуемым параметрам, и низкую стоимость. Так, для наших заказчиков цена всех запчастей и расходников существенно ниже, чем в розничных магазинах.
Почему не стоит самостоятельно делать ремонт и заправку кондиционера
Причина, по которой не стоит самостоятельно сливать отработанный фреон и заливать новый, это крайняя токсичность самого этого вещества. Автосервис ремонт кондиционеров, равно как и просто их заправку, осуществляет в соответствии со всеми требованиями безопасности, в том числе и требованиями, предъявляемыми к утилизации отработанного фреона. Обеспечить это в бытовых условиях практически не возможно.
Вторая причина, по которой при необходимости пере или дозаправки кондиционера лучше обратиться на СТО, где производится ремонт и диагностика автомобильных кондиционеров, заключается в том, что одновременно с заменой фреона имеет смысл и заменить резиновые сальники и уплотнители рабочего контура агрегата, дабы предупредить возможные протечки фреона. Кстати, добросовестный мастер, прежде, чем залить в систему хладогент, обязательно произведет ее проверку на герметичность. Делается это с помощью ультрафиолетового светильника. В его лучах видимыми становятся даже самые незначительные потеки фреона, так что не заметить протечку будет просто невозможно.
Обслуживание автокондиционеров в нашем автосервисе
Мы осуществляем не только обслуживание и ремонт автомобильных кондиционеров, но и их консервацию на зиму. Конечно, большинство современных автомобильных систем климат-контроля обладают функцией зимнего режима работы, но, во-первых, необходимость в кондиционере, когда за окном минусовая температура, если и не отпадает совсем, то, по крайней мере, минимальна, а во-вторых, скорость износа всех компонентов и механизмов рассматриваемого нами агрегата зимой все равно существенно выше, чем в теплое время года, так что отключить кондиционер на зиму – вполне разумная мера предосторожности.
Но для этого мало только отключить питание устройства, то есть электромагнитную муфту, обеспечивающую включение/выключение ременного привода компрессора кондиционера. В первую очередь, необходимо слить хладогент, чтобы тот не замерз при экстремально низких температурах воздуха зимой. А после того, как фреон будет слит, не лишним будет и чистка кондиционера. Производится она с помощью сильнодействующих моющих средств, кстати, тоже весьма токсичных. Так что во избежание лишних проблем и эту процедуру целесообразно доверить опытному мастеру. На последнем этапе консервации кондиционера с него демонтируется воздушный фильтр и на его место ставится заглушка, препятствующая проникновению внутрь устройства морозного воздуха. Так что по весне вам останется лишь заменить эту заглушку на новый фильтр, залить в кондиционер хладогент и разблокировать его электромагнитную муфту.
Еще одна распространенная среди автовладельцев жалоба на кондиционер, – это то, что плохо работает компрессор. Причин тому может быть сразу несколько:
- изношен подшипник компрессора. Чаще всего эта неисправность проявляется излишним шумом – гулом, свистом или легким постукиванием. В этом случае ремонт будет заключаться в замене подшипника на новый, что можно сделать только в условиях профильного автосервиса. Для выпрессовки старого и запрессовке нового подшипника мастеру потребуется специальное оборудование;
- произошла разгерметизация агрегата. Наилучший способ ремонта в этом случае – это полная замена компрессора;
- и, наконец, снижение эффективности работы компрессора может быть связано не с ним самим, а его приводным механизмом: ослаб и износился ремень либо требует дополнительной регулировки муфта.
В любом случае, без диагностики установить причину неисправности и ее устранить будет невозможно.