Система кондиционирования современных автомобилей достаточно сложна и требует регулярного технического обслуживания. Все элементы системы завязаны последовательно в замкнутый контур, по которому циркулирует хладагент, преобразовываясь из жидкого в газообразное состояние давление и движение которого обеспечивает компрессор. Всем аксиально-поршневым нагнетателям для функциональной работы необходим крутящийся момент, который осуществляется ременной передачей с центрального шкива коленчатого вала на шкив электромагнитной муфты. На автомобильных компрессорах применяются один плоский ручейковый ремень или два клиновых ремня, естественно шкивы будут иметь соответствующую конфигурацию рабочей поверхности.
Электромагнитная муфта кондиционера: устройство и принцип работы
Электромагнитная муфта, осуществляет передачу крутящего момента непосредственно компрессору, обеспечивая зацепление шкива и вала компрессора в момент включения и разъединение при выключении. Электромагнитная муфта компрессора кондиционера состоит из следующих деталей:
- сопряженный диск, с плоскими пружинными пластинами;
- шкив ременной передачи;
- электрическая катушка;
- двух рядный подшипник;
- стопор подшипника;
- ступица сопряженного диска;
- гайка или болт крепления ступицы с сопряженным диском.
На лобовой крышке установлена в металлическом корпусе электрическая катушка. Внешняя обойма подшипника запрессовывается на посадочное место, расположенное в центральной части шкива и фиксируется кольцевым стопором, внутренняя обойма запрессовывается на посадочное место передней крышки корпуса компрессора. Ступица соединена с сопряженным диском плоскими пружинными пластинами обеспечивающими перемещение и возврат диска в исходное положение при работе электрической катушки. Отверстие ступицы имеет шлицы, которые находятся в зацеплении со шлицами вала компрессора. Фиксация ступицы на вале производится гайкой или болтом.
В момент включения кнопки климатической установки, электрический ток поступает на обмотку электрической катушки, которая создает магнитное поле на шкиве. В данном случае шкив работает как сердечник электромагнита и притягивает сопряженный диск с достаточным усилием, чтобы обеспечить зацепление подпружиненного диска с вращающимся шкивом и передать вращение валу компрессора. При отключении кондиционера электрический ток перестает поступать на катушку, исчезает электрическое поле, сопряженный диск, под воздействием пружинных пластин, возвращается в исходное положение, зацепление разъединено вал компрессора останавливается, а шкив муфты продолжает вращаться в режиме холостого хода. Стоит отметить, что шкив работающего двигателя обеспечивает постоянное вращение шкива электромагнитной муфты посредством ременной передачи.
Обгонная муфта компрессора кондиционера: неисправности
Практически все владельцы автомобилей оснащенных климатической установкой, рано или поздно сталкиваются с наиболее частой неисправностью электромагнитной муфты, выход из строя подшипника шкива аксиально-поршневого нагнетателя.
Причин для преждевременного износа этой детали достаточно много:
- Достаточно жесткое включение электромагнитной муфты особенно при высоких оборотах двигателя.
- Чрезмерное натяжение ремня ременной передачи.
- Режим постоянного вращения шкива при работе двигателя автомобиля.
- Работа при высоком температурным режиме. На многих моделях автомобилей компрессор расположен в районе выпускного коллектора, высокие температуры отрицательно влияют на свойство смазки заложенной в подшипник, смазка теряет эластичность и трущиеся детали начинают работать на сухую, образуя задиры и повышенный износ.
Реже случаются неисправности электрической катушки, нередко не связанные с обмоткой катушки, такие как:
- ошибки в управлении электронного блока управления;
- нарушение целостности электрической цепи;
- перегоревший предохранитель;
- окисление контактной группы в фишке разъема;
- короткое замыкание в обмотке катушки.
Опытный электрик автосервиса, достаточно быстро используя сканер и тестер, найдет и устранит возникшие неполадки.
Особенности: при наличии специальных съемников замену обмотки катушки можно произвести, аккуратно сняв шкив и, тем самым, обеспечив свободный доступ к катушке.
Магнитная муфта компрессора кондиционера: диагностика неисправностей
Появление характерного звука неисправного подшипника, достаточный повод для посещения автосервиса, редко кому из владельцев автомобиля, удается точно, установить какой именно зашумел подшипник. Дело в том, что от шкива коленного вала приводными ремнями приводятся в действие:
- гидравлический усилитель руля;
- генератор;
- натяжные ролики газораспределительного механизма;
- насос системы охлаждения двигателя.
Все эти механизмы располагаются достаточно скученно и находятся в не совсем доступном месте. Применение электронного стетоскопа имеющегося на любом автосервисе значительно сокращает время поиска неисправного подшипника.
Важно помнить, что электромуфта кондиционера, цена на которую может разниться в зависимости от марки автомобиля, пригодна к ремонту далеко не всегда, в большинстве случаев требуя замены.