В современное время большая часть новых автомобилей штатно оборудуется кондиционерами, а более дорогие модели повсеместно климатическими установками, использование которых позволяет поддерживать в салоне комфортную температуру во время поездки в любое время года.
На заре появления автомобильных кондиционеров, система кондиционирования и система отопления работали автономно и включались в ручном режиме, в зависимости от обстоятельств.
В настоящее время эти две системы объединены воедино и управляются процессором, достаточно просто установить на дисплее необходимую температуру, все остальное автоматика сделает сама. Но это в основном касается управления системами, а обслуживание и ремонт систем производится раздельно.
Устройство системы кондиционирования
Система кондиционирования воздуха в салоне автомобиля достаточно сложна для обслуживания и ремонта необходимо специальное оборудование. Все работы должны проводиться мастерами высокой квалификации, имеющими допуск к обслуживанию и ремонту автомобильных кондиционеров. Система кондиционирования состоит из двух блоков, наружного находящегося под капотом автомобиля и внутреннего расположенного непосредственно в салоне и состоит:
- Из компрессора, обеспечивающего циркуляцию хладагента в контуре.
- Конденсатора расположенного в одном блоке перед радиатором охлаждения двигателя.
- Ресивера с осушителем, стабилизирующим поток хладагента.
- Манометрическим выключателем, обеспечивающим включение и выключение охлаждающего вентилятора.
- Двух сервисных штуцеров высокого и низкого давления, которые используются для диагностики и замены хладагента.
- Расширительного клапана.
- Испарителя находящегося в передней части салона в районе радиатора печки.
- Алюминиевые трубки контура.
Выход из строя любого из элементов приводит к неисправности системы кондиционирования. Своевременное сервисное обслуживание значительно снижает риск отказа кондиционера и ухудшения параметров охлаждения воздуха в салоне.
Основные причины, приводящие к снижению эффективности и отказу кондиционера
Главной, пожалуй, основной причиной является недостаточное количество или полное отсутствие хладагента в системе. Происходит это из-за постоянной вибрации при работе двигателя, узлы соединения трубок и шлангов подвергаются разгерметизации, хладагент постепенно испаряется. При визуальном осмотре на узлах соединения, где происходит утечка, обычно появляется едва заметные небольшие замасленные пятна.
На новых автомобилях проявление подобной проблемы может произойти после трех лет эксплуатации. На более старых машинах гораздо чаще, в силу того что шланги и резиновые уплотнительные прокладки находящиеся в подкапотном пространстве под воздействием высоких температур со временем теряют эластичность, становятся более твердыми и покрываются патиной трещин. Потеря эксплуатационных свойств и приводит к разгерметизации контура системы. Радиатор конденсатора так же достаточно часто является источником потери хладагента, все дело, в его расположении, находясь перед радиатором охлаждения, он чаще подвержен механическим повреждениям и коррозии от реагентов используемых зимой для борьбы с обледенением дорог.
Ремонт автомобильного компрессора кондиционера и его муфты
Достаточно часто на автомобилях со стажем появление постороннего шума сопряжено с разрушением подшипника муфты обеспечивающей сцепление шкива с компрессором. Появившийся постоянный гул в районе компрессора при работающем двигателе свидетельствует о начальной стадии неисправности подшипника, так как шкив находится в постоянном зацеплении посредством ремня со шкивом коленчатого вала.
Не стоит доводить до появления писклявых и скрежещущих звуков, которые сигнализируют, о последней стадии разрушения подшипника, потому как заклинивание шкива приведет к обрыву приводного ремня и поломке компрессора.
В случае отказа электромагнитной муфты не происходит зацепления шкива и компрессора, причины две, износ механизма зацепления или неисправность электромагнита.
Сам компрессор достаточно надежен и ломается крайне редко, и чаще к неисправности приводит отсутствие масла в системе или применение не соответствующей техническим требованиям смазки.
Профилактические работы
Достаточно часто снижением эффективной работы кондиционера являются довольно банальные причины, устранение которых не влечет больших финансовых затрат. Охлаждающие соты радиатора конденсатора часто замусорены останками насекомых, дорожной пылью и грязью, что существенно влияет на работу климатической установки и системы охлаждения двигателя.
Следует периодически проводить работы по очистке радиаторов. Не своевременная замена воздушного салонного фильтра приводит к запотеванию стекла в холодное время года и сводит практически к нулю работу климатической установки.