Автомобильная система кондиционирования является крайне важным элементом, обеспечивающим комфортное нахождение в салоне автомобиля. Данная система состоит из множества агрегатов и узлов, таких как компрессор, электромуфта, конденсатор, различные датчики, клапаны и так далее.
Одной из частей кондиционера является его радиатор автокондиционера. Особенность работы радиатора заключается в том, что он пропускает через особые трубки охлаждающую смесь — фреон. Как правило, корпус радиатора выполнен из алюминия или меди. Выполняя функцию темплообменника, данный агрегат преобразует газообразный хладагент, который поступает в него из компрессора, в жидкую форму.
Существует ряд причин, из-за которых радиатор кондиционера выходит из строя, что сказывается на работе всей системы кондиционирования в целом. Далее мы разберем основные причины.
Причины неисправностей в работе радиатора кондиционера
Наиболее часто автомобилисты обращаются в автосервис со следующими проблемами в области радиатора:
- Механические повреждения. Причиной возникновения такого рода повреждений может являться попадание на агрегат инородных объектов, при движении транспортного средства, будь то потоки грязи, воды, мелких камней, а также повреждения, полученные из-за аварии или неправильно буксировки автомобиля. Во втором случае, высока вероятность появления повреждений на трубках радиатора, они могут быть частично надломаны или полностью вырваны.
- Коррозия на корпусе радиатора. Появление коррозии обычно вызвано химическим разрушением, к примеру из-за утечек масла. Для минимизации распространения коррозии, металлические узлы системы необходимо постоянно обрабатывать специальными аэрозолями.
- Протекание хладагента. Охлаждающая смесь при протекании может вызвать возникновение коррозии на корпусе радиатора, а также вызвать короткое замыкание, что чревато последствиями, в частности непроизвольным возгоранием. Часто протекание связано с отсутствием герметичности из-за утери пластичности уплотнительных колец. Протечка может говорить и о засорении дренажного клапана, который необходимо регулярно осматривать и прочищать в целях профилактики. Также может протекать фреон, причем это может происходить как при выключенном, так и при включенном кондиционере. Кроме этого, протекание в радиаторе может возникать и из-за механических повреждений, в этом случае необходимо определить местонахождение повреждения или деформированной детали и устранить данную проблему в специализированном автосервисе.
Перечисленные выше причины неисправностей в работе радиатора могут возникнуть в любой момент.
Нюансы и особенности ремонта
Ремонт такой детали кондиционера как радиатор, может оказаться бессмысленным в том случае, когда данный агрегат имеет слишком большую степень распространения ржавчины по корпусу радиатора и по отдельным его деталям, в такой ситуации необходима полная замена. Также замена радиатора кондиционера неизбежна при сильной коррозии. В ином случае специфика ремонтных работ будет зависеть от степени повреждений. Определить с полной уверенностью, какой тип обслуживания необходим, может лишь опытный специалист.
В случае, когда на радиаторе имеются небольшие повреждения или же засорения, ограничиваются внутренним ремонтом. Данный метод устранения проблем заключается в демонтаже радиатора, его очистки, просушки и засыпании в агрегат особого химического порошка, герметика. После того, как данное химическое средство оказывается внутри агрегата, его заливают горячей водой, при взаимодействии с которой порошок увеличивается в разбухает и тем самым закрывается все имеющиеся повреждения, отколы и трещины в агрегате. Однако подобный метод имеет и ряд недостатков, в частности тот факт, что при использовании порошка, его частицы могут попасть в систему кондиционирования и закупорить его. Для минимизации риска возникновения подобного случая, профессиональные мастера используют только качественные смеси, а не дешевые аналоги от непроверенных производителей.
Также при наличии более крупных повреждений на радиаторе специалисты могут применять и наружные работы по ремонту. Такие работы заключаются в применении эпоксидного клея и холодной сварки. В местах нахождения повреждений или утечек, наносится особый клей, предварительно тщательно очистив место нанесения. Затем к местам, на которых имеются повреждения или трещины, прикладывается пластина необходимого размера.
Однако при наиболее критичных повреждениях, которые, как правило, появляются после аварий или неправильной эксплуатации транспортного средства, используется такой метод ремонта радиатора, как пайка или сварка. Этот метод подразумевает использование газодинамического напыления или аргонодуговой сварки. При проведении этих работ используется присадочный материал. В зависимости от типа радиатора, используется тот или иной присадочный материал со схожими физико-химическими свойствами. Непосредственно место спайки обезжиривается. Процесс сварки состоит в пропускании электрического тока через ряд определенных участков системы. Это необходимо для того, чтобы вызвать процесс плавления материала и достичь образования однородной металлической массы. В отличие от пайки, сварка отличается более надежным и качественным проведением работ, однако она требует особого оборудования и высокого уровня квалификации мастеров. Грамотно проведенные ремонтные работы обеспечивают высокий уровень прочности и герметичности соединений. Пайка радиатора кондиционера подразумевает плавление исключительного присадочного материала, в то время как остальная металлическая часть радиатора лишь нагревается и его поверхность очищается от загрязнений и окислений.
Профилактические мероприятия
После проведения процедуры запайки радиатора, следует регулярно в целях профилактики осуществлять осмотр кондиционера, чтобы избежать появления новых неисправностей и повреждений. Необходимо выполнять следующие действия:
- отслеживать стабильность работы кондиционера, основываясь на своих ощущениях, необходимо контролировать соответствие температуры в салоне той, что была выставлена;
- проводить внешний осмотр агрегатов в системе на наличие сажи, копоти или же инея на наружном блоке;
- периодически следует брать пробу масла.
Выполняя данный перечень мероприятий, Вы обезопасите себя от частых визитов в автосервис и денежных трат на ремонт и замену различных деталей, связанных с работой кондиционера.