Автомобиль сегодня немыслим без кондиционера.
Ритм современной жизни диктует свои условия.
Кондиционер — это приятная необходимость, которая обеспечивает нас комфортом в жаркое время.
Давайте поближе познакомимся с нашим невидимым помощником, рассмотрим историю его возникновения, а также внутреннее устройство.
История
Прародители современных кондиционеров появились на свет в первой половине прошлого века. Но стоило это удовольствие очень дорого. Значительно позже в Советском Союзе «Авто ВАЗ» стал комплектовать автомобили первыми кондиционерами.
В Штатах уже в девяностые годы прошлого века, кондиционеры были установлены практически на всех новых автомобилях. В СССР такой чести были удостоены лишь автомобили членов правительства. Малые серии отечественного автомобиля ЗИЛ-111 были оснащены климатическими системами. На грузовые автомобили в шестидесятых годах начали устанавливать простейшие модели. Но лишь в 1976 году первые серийные комбайны и грузовики были укомплектованы автокондиционерами.
Устройство кондиционера
Этот прибор представляет собой сложную систему. О принципе действия, деталях и условиях эксплуатации мы расскажем поподробнее.
Компрессор
Это устройство по праву сравнивают с сердцем, которое прокачивает кровь по всему организму. Так компрессор кондиционера автомобильный распределяет хладагент в трубах и магистралях. Пары хладагента он извлекает из испарителя, а затем направляет в конденсатор. Благодаря ему, удалось разделить контуры давления. Зона высокого давления называется нагнетательной, а всасывающая — низкого давления. В современных устройствах эти зоны разделяет клапан.
Принцип работы
Как мы уже отмечали, компрессор является основным механизмом системы. С помощью компрессора сжимается хладагент, который находится в состоянии газа. Благодаря его же работе в системе происходят процессы циркуляции фреона. Всего насчитывается близко сорока видов таких деталей. С лучшей стороны зарекомендовали себя роторно-лопастные и поршневые, которые пользуются особой популярностью.
В автомобиле компрессор приводит в работу приводной ремень. Хладагент находиться почти под атмосферным давлением всасываясь в устройство. Фреон, попадая внутрь механизма, дает старт приводному ремню, который в свою очередь запускает насос. Насос сжимает фреон и транспортирует его к конденсатору. Причем при сжатии газа хладагент сильно нагревается. Компрессор быстро выходит из строя, если внутрь попадает жидкость, поэтому механизм не работает с жидкой формой фреона.
Электромагнитная муфта
Как мы уже говорили, компрессор работает от ремня привода. Между механизмами закреплен шкив электромагнитной муфты, обеспечивающий разъединение шкива привода и компрессора. Раньше использовали соленоид, как электромагнитную муфту. Соленоид соединяли с ведущим шкивом. Сейчас электромагнитная муфта закреплена неподвижно. Перед шкивом размещают нажимной диск, а за ним находится соленоид.
Как же работает эта система? Питание соленоида осуществляется от источника энергии, когда водитель включает систему, нажатием кнопки. Нажимной диск прижимается к шкиву с помощью образовавшегося магнитного поля. При этом уменьшение мощности двигателя колеблется от 1,5 до 15 л. с.
Конденсор
Следующим немаловажным устройством, который следует изучить, чтобы полностью понять механизм работы автомобильного кондиционера, является конденсор. Расположен он на передней панели мотора радиатора и предназначен для охлаждения фреона. Эта деталь сделана из алюминия, поэтому часто встречается механическое повреждение трубки. Из компрессора в конденсор в жидком состоянии поступает хладагент. Протекая по трубам этого устройства, жидкость охлаждается.
Ресивер-осушитель
Этот элемент системы совершает очистку, удаление капель жидкости и накопление охлаждающей жидкости. Так же он служит емкостью для хладагента, поступившего из конденсора. Специальные гранулы, которые притягивают воду, находятся в этой части механизма. Вода может замерзнуть и заблокировать циркуляцию фреона, что кроме ухудшения охлаждения может сильно уменьшить период службы системы. Поэтому в ресивере удаляется вся влага. Фильтрующие элементы предотвращают засорение механизма.
ТВР или расширительная трубка
Это устройство позволяет изменить давление. Расширительная трубка понижает давление и температуру. Соответственно, даже при прикосновении к магистралям мы замечаем разницу температуры. Попадая из осушителя в расширительный вентиль через отверстие клапана, фреон находиться под достаточно высоким давлением в жидком состоянии. Пройдя через клапан, изменив температуру и снизив давление, фреон снова становится газом. После чего газообразный фреон подается в испаритель. Благодаря клапану, на котором установлен датчик давления, регулируется количество фреона для качественной работы всего устройства. Так как клапан имеет подвижные механизмы, то они через определенный промежуток времени требуют замены, которая обеспечит постоянную работу кондиционера.
Испаритель
Чтобы в жаркий день получить удовольствие от прохлады в салоне автомобиля необходим еще с одним немаловажный механизм — испаритель. Он расположен под передней панелью салона, рядом с пассажирами. Поэтому он должен быть минимального размера и обладать максимальной отдачей тепла. Визуально испаритель можно сравнить с радиатором, те же основные детали. Но, в отличие от радиатора целью работы данного механизма является рассеивание тепла.
В испаритель попадает хладагент температуры нуля градусов и под низким давлением. Фреон замерзает при более низких температурах. Тепло из салона автомобиля передается хладагенту и он закипает. Вентилятор, продувая воздух через испаритель, делает его прохладнее и суше, а пребывание в автомобиле более комфортным. Газообразный фреон, после своего прохождения через испаритель перемещается в компрессор, в котором он под давлением снова станет жидким. Круг замыкается и все повторяется снова. В этом заключен основной принцип устройства и функционирования автомобильного кондиционера.
Конденсат
Наверное, многим приходилось видеть, как после только что отъехавшего автомобиля на асфальте остаются не большие лужицы. Это происходит при включенном автокондиционере. Холодный испаритель, забирает всю влагу, находящуюся в салоне, конденсирует ее в капельки воды и удаляет через дренажные трубки из автомобиля.
Электроника
Для безотказной работы кондиционера предусмотрено немало датчиков, которые регулируют и контролируют работу механизма на разных его этапах и в целом. Например, если Вы остановили автомобиль, по какой либо причине и долго намерены стоять, умный датчик подскажет компрессору, что нужно отключиться. Это необходимо сделать потому, что в этот момент давление в магистралях очень повышено. Для того чтобы избежать поломки (могут лопнуть трубки) и нужно отключить компрессор.
Как правильно пользоваться автомобильным кондиционером
Также как и спортсмену нельзя давать организму полную нагрузку без разминки, так и автомобильный кондиционер, несмотря на то, что в салоне может быть очень жарко, нужно включать после некоторого времени работы двигателя.
Перед тем, как заглушить двигатель, нужно выключить кондиционер.
Эти правила помогут увеличить срок эксплуатации кондиционера.
Еще одно правило. Для того чтобы избежать утечки фреона зимой, когда нам не нужно охлаждать воздух в салоне, все равно хотя бы раз в месяц необходимо включать систему кондиционирования.
Наиболее часто встречающиеся неполадки
Теперь Вы в курсе как устроен и функционирует кондиционер, но не лишним будет узнать, по каким причинам данное оборудование перестает обеспечивать комфортный микроклимат в салоне Вашего авто.
Одной из распространенных причин является выход из строя вентилятора. Результат не заставит себя ждать. Салон хуже охлаждается и слабо обдувается.
Следующая причина может крыться в недостаточном количестве хладагента, которого во время работы кондиционера становится меньше. Для контроля уровня фреона все чаще стали устанавливать смотровое окно для определения состояния внутри узла. О нормальном количестве хладагента говорят сильно холодные трубки прибора, которые выходят из конденсатора, а так же отсутствие в смотровом окошке пузырьков воздуха и белой пены.
Очередная неприятность – неприятный запах. А все в том, что испаритель в силу своего расположения, является сборищем бактерий. Которые, в свою очередь исчезают, при обработке детали специальными антибактериальными средствами. Не исключены и утечки, устранить которые помогают ультрафиолетовые технологии или специальные электронные приборы.
Вот и все, мы вкратце попытались рассказать о работе прибора, который вошел в нашу жизнь, как необходимый и привносящий в нашу жизнь комфорт.
Автомобильный кондиционер будет радовать вас прохладой и комфортом при соблюдении этих несложных условий.