Автомобильный кондиционер уже давно не считается предметом роскоши и входит в базовую комплектацию даже самых бюджетных автомобилей. Конструкция кондиционера весьма проста и его компоненты способны безотказно служить долгие годы. Однако по тем или иным причинам проблемы в работе системы все же случаются и время от времени заставляют автовладельца обращаться за помощью к специалистам.
Неисправности и поломки системы кондиционирования весьма разнообразны. В данном случае, мы остановимся на достаточно распространенных – это повреждения и нарушение герметичности радиатора (конденсора), а также поломки и деформации подводящих алюминиевых трубок. Главная причина таких неисправностей – коррозия, вибрации и дорожно-транспортные происшествия.
Радиатор кондиционера является очень важным и в то же время очень уязвимым компонентом системы. Именно он первым принимает на себя удар при столкновении, и постоянно «ловит» грязь, листву, тополиный пух, испытывает вибрации, принимает на себя удары летящего с дорог щебня, в результате чего на его поверхности появляются микротрещины и различного рода деформации.
Назначение конденсора – охлаждение хладагента (фреона), благодаря чему, тот переходит в жидкое состояние и отправляется по магистрали выполнять свою дальнейшую работу. Соответственно, если поверхность радиатора сильно загрязнена, его соты забиты грязью и посторонними предметами, то эффективность работы кондиционера существенно снижается – он перестает «холодить». Похожие симптомы можно наблюдать при отказе вентилятора теплообменника во время стоянки в пробке в жаркую летнюю погоду. Только в этом случае есть риск перегрева двигателя, так большинство автомобилей оборудованы одним вентилятором. Если же в радиаторе образовалась усталостная трещина или другой сквозной дефект, то весь хладагент просто выйдет в атмосферу и агрегат полностью потеряет работоспособность. Более того, падение давления в системе приведет к тому, что масло будет поступать в компрессор в недостаточном количестве, что быстро выведет его из строя.
Диагностика и ремонт радиатора кондиционера
Когда имеет место внешнее загрязнение поверхности, то конденсор демонтируют, тщательно промывают специальными составами и продувают сжатым воздухом. Здесь все просто, нельзя только допускать попадания воды внутрь во избежание ее смешивания с маслом и образования эмульсии. Но как быть, если утрачена герметичность?
В таких случаях специалисты действуют по следующему алгоритму:
- Снятие конденсора с автомобиля и его промывка. Компоновка некоторых узлов современных авто реализована так, что добраться до теплообменника, не разобрав всю переднюю часть машины, не представляется возможным.
- Испытание на герметичность. Проводится на стенде или с помощью соответствующих приспособлений. Входное и выходное отверстия плотно закрывают и в радиаторе создается давление не менее 20 атм.
- Выполняется поиск очагов утечки.
- Поврежденное место подготавливается к ремонту (если он возможен) или теплообменник заменяется на новый или заведомо исправный.
Ремонт трещин или пробоин осуществляется методом TIG (Tungsten Insert Gas) – сваркой неплавящимся электродом в среде аргона. Операция эта требует специального аргонового модуля и осложняется небольшой толщиной материала радиатора. Поэтому выполнить такую процедуру под силу только опытному мастеру. Если повреждение находится на одной из тонких секций, то ее аккуратно удаляют вместе с прилежащими сотами, а оставшиеся после удаления отверстия заваривают или запаивают.
Если повреждениям подверглись трубки для кондиционеров, но место утечки определяется, в основном, визуально, то ремонт алюминиевой трубки кондиционера проводится по аналогичному сценарию. При небольших размерах повреждений вместо сварки нередко применяется пайка алюминиево-сицилиевыми или алюминиево-цинковыми тугоплавкими (tплавл>500С) припоями. Для этого поврежденный участок разогревают термопистолетом или пропановой горелкой и обслуживают с помощью специального флюса Ф-34А и припоя. После этого припаивают муфту из двух половин трубки. При этом нельзя допускать попадания припоя внутрь трубопровода, так как это чревато выходом из строя компрессора.
Помимо образования пробоин и трещин к характерным повреждениям относятся и деформации. Сильноизогнутые трубки ремонтируют путем вырезания надломанного участка и наложения муфты из алюминиевой трубы большего диаметра с последующей обваркой или пайкой. Ни в коем случае не следует применять медные муфты, так как медь и алюминий составляют электрохимическую пару. Такое место ремонта быстро разрушится вследствие окисления.
Часто автовладельцы интересуются, как запаять трубку кондиционера авто? Не стоит делать этого самостоятельно. Каким бы незначительным не казалось повреждение трубки кондиционера, ремонт необходим, но проводится он должен с профессиональной точностью, чтобы избежать опасности повреждения деталей внутреннего устройства системы охлаждения автомобиля. Кроме того, следует помнить, что сами трубки для кондиционера, комплект которых, казалось бы, можно приобрести где угодно, должны не только соответствовать друг другу, но и быть рекомендованного производителем качества. Подходящие трубки для компрессора купить стоит в специализированном автосервисе в ходе ремонта.
Заключение
Ремонт радиаторов кондиционера автомобилей, цена которого обычно сравнима с трудозатратами, должен производиться вовремя.
Эксплуатация автомобиля с негерметичной системой может спровоцировать попадание в нее пыли, что может обернуться необходимостью полной промывки или разборки системы. В противном случае частицы песка очень быстро выведут из строя компрессор и другие узлы.