На первый взгляд шкив компрессора кондиционера кажется монолитным и ни чем особо не отличающийся от других шкивов установленных на двигателе автомобиля. На самом деле это не так.
Шкив компрессора состоит из нескольких деталей:
- корпус шкива;
- подпружиненный диск со ступицей;
- электромагнитная катушка;
- подшипник.
Такая конструкция обусловлена тем, что этот шкив не только передает крутящийся момент через ременную передачу, но и обеспечивает подключение и отключение компрессора кондиционера.
Собранная таким образом конструкция называется электромагнитной муфтой.
Принцип работы электромагнитной муфты
Шкив электромагнитной муфты находится в постоянном зацеплении, которое обеспечивает ручейковый ремень, со шкивом коленчатого вала двигателя.
При заведенном двигателе шкив электромагнитной муфты находится в постоянном вращении на подшипнике в режиме холостого хода. При включении кнопки кондиционера в салоне электрический ток поступает на электромагнитную катушку, создавая электромагнитное поле, под действием которого подпружиненный диск входит в зацепление со шкивом и сопровождается характерным для электромагнита щелчком. Электромагнитное зацепление обеспечивает вращение компрессора.
При отключении кондиционера прекращается подача электрического тока на катушку, прекращает свое действие электромагнитное поле, подпружиненный диск под действием пружинных пластин выходит из зацепления, обеспечивая шкиву компрессора холостой ход.
Неисправности электромагнитной муфты
Приводной ремень имеет косвенное отношение к электромагнитной муфте, но от его рабочего состояния зависит нормальная работа и долговечность муфты и компрессора. Основной профилактикой для приводного ремня является периодическая проверка его натяжения и визуальный осмотр на предмет механических повреждений. Слабая натяжка ремня приводит к проскальзыванию на шкиве компрессора, что приводит к перегреву электромагнитной муфты из-за повышенного трения и приводит к механическому повреждению ремня. Чрезмерное натяжение крайне отрицательно влияет на работу подшипников муфты и компрессора, из-за повышенной нагрузки.
Наиболее частой неисправностью электромагнитной муфты является появление люфта подшипника шкива, приводящего к разрушению сепаратора. Разрушенный сепаратор не в состоянии удерживать шарики на равномерном расстоянии в обойме, они сдвигаются кучно в один край обоймы, создавая перекос, что и приводит к заклиниванию подшипника. Если произойдет обрыв приводного ремня, это полбеды, гораздо страшнее, если обоймы заклинившего подшипника провернутся на посадочных местах корпуса и вала компрессора, за этим последует их замена.
К неисправностям электрической части относятся:
- прекращение подачи электрического тока из-за окиси контактов в фишке разъема;
- обрывы в электрической цепи;
- перегорание катушки, вследствие короткого замыкания между витками.
Диагностика электромагнитной муфты
Некоторые неисправности муфты определяются по внешним признакам.
Появление постоянного постороннего гула при заведенном двигателе и выключенном кондиционере в районе компрессора предупреждает о неисправности подшипника. О неисправностях в электрической части подскажет отсутствие электромагнитного щелчка в момент включения кондиционера. В любом случае, следует, незамедлительно обратится в автосервис, для проведения диагностических работ и установления точной причины неисправности.
Неисправность подшипника муфты определяется достаточно просто. Удаляется приводной ручейковый ремень и свободный шкив кондиционера рукой покачивают в разные стороны, если при этом присутствует люфт, при сильном раскручивании рукой шкива компрессора будет прослушиваться гул, то подшипник шкива компрессора кондиционера подлежит замене. Неисправности, связанные с электричеством определит автоэлектрик, используя сканер и тестер.
Устранение неисправностей
Для ремонта электромагнитной муфты достаточно открутить гайку или болт (в зависимости от модели) вала компрессора и, используя съемник, снять шкив вместе с подшипником с посадочного места крышки компрессора. Удалив стопор, подшипник удаляется из шкива с помощью пресса. На его место устанавливается новый подшипник, фиксируется стопором и устанавливается на компрессор. Таким образом, происходит замена подшипника шкива компрессора кондиционера в случае неисправности последнего.
Электромагнитная катушка редко выходит из строя, чаще контакт нарушается из-за окисления контактной группы в фишке разъема, после удаления окиси и очистки, проблема устраняется. В случае неисправности катушки, решение о ее ремонте или замене примет специалист занимающийся диагностикой.
Страдают чаще всего:
- вал компрессора;
- подшипник вала компрессора;
- лобовая крышка компрессора.
В случае деформации, разрушения или иных дефектов, эти детали не подлежат восстановлению, и потребуется их замена.