Кондиционер в автомобиле уже давно перестал быть роскошью, а превратился в неотъемлемую составляющую. Благодаря кондиционеру снижается утомляемость водителя в длительных поездках в жаркое время года, повышается комфорт пассажиров. Однако, как и любой механизм в автомобиле, система кондиционирования требует постоянного ухода и профилактики.
Ремонт кондиционеров автомобилей достаточно сложный и дорогостоящий, поэтому значительно проще проводить своевременную диагностику и плановый уход, чем ремонтировать уже вышедший из строя механизм. Кроме того, поломки кондиционера чаще всего происходят в летнее время, когда нагрузка на них возрастает. Поэтому ремонт сопровождается дополнительным дискомфортом.
Принцип работы системы автокондиционирования
Автокондиционирование – это герметичная, сбалансированная система, в которой важна исправность каждого элемента. Заполняется данная система маслом, смазывающим механизм компрессора и охлаждающей жидкостью. Современные кондиционеры не только охлаждают воздух в салоне, но и очищают его от избыточной влажности и запахов.
Работают автомобильные кондиционеры не от электричества, а от энергии двигателя авто, что создаёт дополнительную нагрузку на механизм, помимо внешних воздействий. Именно поэтому ремонт кондиционера в автомобиле требуется намного чаще, чем обычного кондиционера. Его частота напрямую зависит от возраста транспортного средства, качества обслуживания автомобиля и ответственности автовладельца.
Когда требуется ремонт кондиционеров автомобильных
О том, что кондиционеру нужна диагностика или даже ремонт, можно догадаться по таким признакам:
- появление утечек масла на компрессоре;
- перегрев авто и потребление большего объема топлива во время движения в пробках;
- частые произвольные выключения автокомпрессора;
- сильный перегрев двигателя авто и полностью моторного отдела;
- проскальзывания приводного ремня и муфты;
- забрасывание в салон ТС капель влаги и задувание неприятного запаха;
- шум и стук во время работы кондиционера;
- плохое охлаждение салона;
- обмерзание элементов системы кондиционирования.
Этапы диагностики исправности работы автокондиционера
Достаточно часто бывают ситуации, когда приходится приобретать не новое авто. В этом случае необходимо производить диагностику исправности работы всех систем в автосервисе. Ведь если неисправность обнаружиться позже, то ремонт системы кондиционирования автомобиля обойдется в достаточно серьезную сумму. Однако если такой возможности нет, то работу кондиционера можно проверить следующим способом:
- При запущенном двигателе машины включить кондиционер.
- Поле того, как он поработает некоторое время, попробовать трубку обратного выхода. Она должна быть почти ледяной.
- Выключив кондиционер, подождать немного и снова его запустить. В трубке должен ощутиться поток холода.
- Трубка нагнетания наоборот должна быть достаточно горячей. Причем, чем выше температура окружающей среды, тем более горячей.
- Проверить подачу холодного воздуха в салон автомобиля. Для этого необходимо установить градусник в дефлекторе и выставить на кондиционере полную мощность. Полностью исправный кондиционер должен подавать холодный воздух с температурой около 10°С.
- Если трубки магистралей холодные и горячие соответственно, а воздух в салон подаётся необходимой температуры, то можно утверждать, что система кондиционирования работает исправно.
Из-за чего происходит поломка кондиционера автомобиля
Система кондиционирования автомобиля достаточно сложная и состоит из множества компонентов. Именно поэтому неисправности отдельных частей происходят довольно часто. Основными причинами этого являются:
- Некачественная сборка конструкции, что приводит к ослаблению креплений и разгерметизации системы.
- Установка низкокачественных деталей и заправка неподходящей охлаждающей жидкостью.
- Ошибки мастеров автосервиса.
- Постоянное воздействие агрессивных факторов внешней среды.
- Механическое повреждение элементов конструкции (авария, коррозия, загрязнение).
- Неправильная эксплуатация, ремонт и заправка кондиционеров авто (длительное бездействие, пере- или недозаполнение системы фреоном).
- Постепенный износ деталей кондиционера, отсутствие профилактического ремонта системы (постепенное нарушение герметичности, коррозии, утечки масла и фреона, ухудшение плотности прилегания деталей).
При этом основной причиной неисправности системы кондиционирования, как ни странно, становится сам автовладелец. Именно его халатное отношение к автомобилю приводит к тому, что механизм забивается грязью, мусором, пухом, который вовремя не удаляется. В результате радиатор и соединительные трубки покрываются толстым налетом, очистить достаточно сложно. Кондиционер начинает работать на износ и в скором времени выходит из строя.
Чтобы такого не произошло, достаточно во время мойки авто тщательно промывать и поверхность радиатора, и пространство вокруг конденсатора. Это существенно продлит срок службы кондиционера.
На какие элементы кондиционера обратить внимание в первую очередь
Как и любая сложная конструкция, система кондиционирования подвержена поломкам. Однако некоторые компоненты системы чаще других ломаются, поэтому им необходимо уделять особенное внимание, чтобы не допустить более сложного ремонта.
- Испаритель. Причинами его поломок могут стать загрязнения, коррозия, закупорка дренажных труб, завоздушивание или попадание влаги в систему. Кроме того, сбои в работе испарителя могут происходить из-за недостаточного или наоборот избыточного количества масла и хладагента в системе.
- Фильтр-осушитель. Эта деталь может выйти из строя из-за неправильного обслуживания кондиционера, некачественной заправки или ремонта.
- Вентилятор. К его поломкам приводят сбои в электрической сети автомобиля. Нередко также причиной становится износ подшипника.
- Конденсатор. Его поломки происходят чаще всего из-за появления коррозии, сильного загрязнения или постепенного износа уплотнителей.
- Поломки электрических компонентов. К ним приводят повреждения контактов, проводов из-за механических воздействий или агрессивных факторов внешней среды.
Советы автовладельцам
Чтобы не пришлось после покупки автомобиля в скором времени искать, где отремонтировать кондиционер автомобиля, следует ответственно подходить к своевременному его обслуживанию. При этом правильная эксплуатация также играет немаловажную роль в продлении срока службы кондиционера.
- При наличии у автомобиля большого воздухозаборника с крупной решеткой, радиатор лучше всего защитить сеткой из металла или капрона. Такая мера избавит от необходимости часто промывать систему, а также убережёт радиатор от повреждений камешками или насекомыми.
- В зимнее время кондиционер необходимо включать лишь после полного прогрева салона авто. Только в этом случае все датчики и приборы кондиционера будут работать корректно.
- При покупке не нового автомобиля, необходимо проверять систему кондиционирования не менее часа, тестируя все режимы. Только в этом случае можно быть уверенным в ее исправности.
- При включении кондиционера необходимо закрывать все окна.
- Если при работе кондиционера в автомобиле запотевает стекла, можно включить одновременно печку на малую мощность.
- Перед запуском кондиционера лучше всего проветривать салон.
- Необходимо как можно чаще проводить влажную уборку в салоне автомобиля и вытирать пыль. Иначе вся пыль вскоре попадет в систему кондиционирования и забьет ее.