С наступлением жаркой погоды многих автолюбителей волнует вопрос об исправности системы кондиционирования. Если она в полном порядке, то проблем с работой кондиционера не возникает. Но как быть, если из дефлекторов перестает дуть прохладный воздух?
Система кондиционирования автомобиля включает в себя множество узлов и деталей, каждый из которых выполняет свою определенную функцию. Нарушения в работе хотя бы одного элемента способно существенно повлиять на рабочие характеристики, а то и вовсе вывести агрегат из строя. Одно из таких устройств – компрессор.
Компрессор является едва ли не самым важным и дорогим элементом климатической системы любого автомобиля. Однако его конструкция содержит еще один узел, назначение которого состоит в том, чтобы заставить компрессор выполнять свою работу. Это электромагнитная муфта включения кондиционера.
Муфта обеспечивает механическую связь шкива компрессора и его приводного вала. Когда система отключена, то шкив свободно вращается, а внутренняя механическая часть компрессора остается неподвижной. Но как только Вы нажимаете на кнопку A/C, электромагнит притягивает тарелку муфты к шкиву, и механизмы компрессора включаются в работу.
В большинстве случаев муфты являются одноразовыми и в запчасти не поставляются. Поэтому ремонт муфты компрессора кондиционера на авто на первый взгляд оказывается невозможен, и автомастерские вынуждены прибегать к различным способам восстановления. Однако некоторые модели компрессоров все же предусматривают ее замену.
Неисправность электромагнитной муфты можно выявить по следующим признакам:
- включенный кондиционер не обеспечивает подачу холодного воздуха;
- при нажатии кнопки включения (А/С) не включается первая скорость вентилятора;
- не слышно характерного щелчка срабатывания электромагнитной муфты;
- кондиционер внезапно перестал «холодить».
Проверка агрегата обычно состоит из следующих операций:
- измерение рабочего давления в системе (оно должно составлять не менее 20 атм);
- проверка датчиков и терморегулятора;
- проверка электрических цепей и разъемов;
- проверка компрессора и электромагнитной муфты.
Последняя процедура выполняется при снятом ремне вспомогательных агрегатов. Нажатие клавиши включения кондиционера должно сопровождаться щелчком (не всегда), а при повороте шкива компрессора рукой должно ощущаться незначительное сопротивление. В свободном состоянии шкив обычно вращается очень легко.
Как уже упоминалось выше, ремонт электромуфты компрессора кондиционера, как правило, сводится к её замене, и лишь в отдельных случаях только опытные мастера способны провести починку детали.
Наиболее часто встречающаяся неисправность муфты – это обрыв термопредохранителя, который предназначен для защиты муфты от перегрева. Номинальная температура срабатывания – 190 С°, причем срабатывает он только один раз. Неисправность диагностируется мультиметром на предмет обрыва цепи. Замена муфты производится на аналогичный номинал. Предохранитель обычно залит компаундом, который потребуется удалить. Новый элемент припаивается к контактам тугоплавким оловянным припоем и заливается подходящим эпоксидным составом (состав должен быть рассчитан на температуру не менее 220 С°). Помимо предохранителя имеет место и обрыв катушки электромагнита. Такая неисправность довольно редкая и случается, если вместо термопредохранителя был установлен «жучок». В этом случае электромагнит ремонту уже не подлежит.
Другая неисправность муфты связана с износом подшипника и выражается в повышенной шумности работы. Проверяется это путем вращения шкива компрессора. Шкив должен вращаться легко, при этом никаких посторонних звуков, таких как рокот и скрежет, быть не должно. Изношенный подшипник при работе сильно нагревается, а скорость вращения шкива компрессора примерно в два раза выше скорости вращения коленчатого вала. Перегрев подшипника нередко становится причиной выхода из строя термопредохранителя.
Новый подшипник подбирается согласно маркировке, причем производитель играет очень весомую роль. Экономить на этом не следует, дешевые экземпляры имеют очень небольшой ресурс и могут выйти из строя через весьма непродолжительное время. Процедура замены часто сопряжена с определенными сложностями. Во-первых, посадка выполнена с большим натягом (встречаются и напряженные с предварительным нагревом посадочного места). Во-вторых, подшипник дополнительно фиксируется путем точечного закернивания кромок, что исключает его смещение при нагреве узла в процессе работы.
Если используется напряженная посадка, то шкив сначала нагревают до температуры 200-250 градусов, а затем запрессовывают новый подшипник. Важно контролировать температуру, ведь сильный нагрев может привести к нарушению структуры материала и даже короблению детали.